On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 397
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.10 21:39. Заголовок: Как писать вопросы для "Что? Где? Когда?" Тема 1. Аксиомы



Лекции Александра Левитаса

Аксиомы вопросника


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 17 [только новые]







Сообщение: 398
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.10 21:40. Заголовок: Аксиома №1: ЧГК – эт..


Аксиома №1: ЧГК – это состязание интеллектов, а не знаний

Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 92
Зарегистрирован: 15.11.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 00:20. Заголовок: Петрович пишет: Мер..


Петрович пишет:

 цитата:
Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.


Ну это точнейшая мысль !!!! По мере своих сил стараюсь следовать этому правилу, хотя не всегда получается... Даже спустя годы.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 399
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 00:51. Заголовок: Аксиома №2: ЧГК – эт..


Аксиома №2: ЧГК – это игра, в которую играют ради удовольствия

А иначе – зачем? Конечно, есть несколько команд, сделавших "Что? Где? Когда?" своей профессией, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Большинство знатоков играет ради кайфа и адреналина.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 400
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 00:56. Заголовок: Аксиома №3: Радует т..


Аксиома №3: Радует только игра, исход которой не предрешён

Кто захочет играть, будучи полностью уверенным, что проиграет? Не знаю. Во всяком случае, не я. А точно зная заранее, что выиграет? Возможно, кто-то и захочет, если он любит получать кубки и медали. Но много ли радости приносит такая игра? Куда больший кайф – биться в полную силу, до последнего момента не зная, удастся ли тебе выиграть на этот раз.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 401
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 00:56. Заголовок: Аксиома №4: Радует т..


Аксиома №4: Радует только игра, исход которой зависит от тебя

Даже в казино, где выигрыш и проигрыш зависят только от везения, тебе и то дают возможность повлиять на исход игры – выбрать, на какой номер рулетки поставить, снять колоду и т.п. Иначе было бы неинтересно играть. А уж в интеллектуальные игры – тем более.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 402
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 01:00. Заголовок: Аксиома №5: Радует т..


Аксиома №5: Радует только игра против равного противника

Потому что игра против существенно более слабого противника – избиение младенцев, а против существенно более сильного – сизифов труд. И в обоих случаях исход игры предрешён заранее.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 403
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 01:05. Заголовок: Аксиома №6: Каждый в..


Аксиома №6: Каждый вопрос ЧГК – отдельная маленькая игра

Именно поэтому слабые команды участвуют в турнирах вместе с сильными, детские – вместе с взрослыми. Да, они знают, что первого места им не видать, что макро-игра ими заранее проиграна – но зато они отыграют 30, 40 или 60 микро-игр и смогут выиграть некоторые из них.

не полностью согласен в сравнении: "детские/взрослые" - у взрослых жизненный опыт, но он компенсируется тем что у деней быстрее реакция и "свободнее" мышление, а если ещё у детской команды будет игровой опыт, а у взрослых нет - то взрослые проиграют в 3 случаях из 4

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 404
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 01:09. Заголовок: Аксиома №7: В ЧГК ко..


Аксиома №7: В ЧГК команда играет против вопроса

На турнире команда старается обойти своих соперников. Однако в каждой микро-игре, стараясь взять тот или иной вопрос, команда играет не против других команд, а против автора вопроса. Или, вернее, против самого вопроса.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 405
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.10 01:10. Заголовок: Аксиома №8: Задача в..


Аксиома №8: Задача вопросника – быть "равным противником"

Эта аксиома, по сути – сумма всех предыдущих. Задача вопросника в "Что? Где? Когда?" – дать командам вопросы, которые будут для знатоков "равными противниками". Такие вопросы, чтобы каждая команда имела шанс взять каждый из них, если сумеет сыграть в полную силу – но именно шанс, а не гарантию.

Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального:

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 415
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:32. Заголовок: Из этих аксиом следу..


Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального:

Принцип №1: Вопрос должен браться головой

Ответ на вопрос должен следовать из самого вопроса. Вопросы, ответы на которые можно только знать или не знать, равно как и угадайки вроде игры в рулетку, тут непригодны. "Каков атомный вес циркония?" или "В какой руке у меня монетка?" – это не плохие вопросы ЧГК, это вообще не вопросы ЧГК.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 416
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:33. Заголовок: Принцип №2: Вопрос ..


Принцип №2: Вопрос должен быть един для всех

Ни одна из команд не должна иметь априорного преимущества перед другими, вне зависимости от того, из какого она города, какие книги читают игроки и как они любят проводить досуг. На "межгороде" не задают вопросы по истории Москвы, на межфакультетском турнире – на знание физики. Вопросы "только для преферансистов" или "только для меломанов" неуместны вообще.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 417
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:34. Заголовок: Принцип №3: Вопрос ..


Принцип №3: Вопрос должен браться на основе общих знаний

Если для ответа на вопрос нужно обладать каким-то экзотическим знанием вроде сленга футбольных болельщиков, это однозначно плохой вопрос. Всеми сведениями, необходимыми для взятия вопроса, должны обладать все команды. Если в этом нет уверенности, лучше ввести эти сведения в текст вопроса.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 418
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:35. Заголовок: Принцип №4: Ответ д..


Принцип №4: Ответ должен однозначно следовать из вопроса


Вопрос не должен быть угадайкой, когда команде приходится выбирать среди нескольких равноценных версий правильную, подбрасывая монетку. В случае, когда возможно появление нескольких версий, одинаково отвечающих всем условиям вопроса, автор должен ввести отсечку, позволяющую выбрать правильный ответ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 419
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:36. Заголовок: Принцип №5: Вопрос ..


Принцип №5: Вопрос не должен браться "от фонаря"


Вопрос не должен ставиться в такой форме, когда ответ можно просто угадать, поскольку вариантов выбора – кот наплакал. Нельзя заканчивать вопросы фразами наподобие "Назовите этого великого русского поэта", "В какой цвет её должны были покрасить?", "А направо или налево?" – эти вопросы можно взять случайно, "от фонаря", просто угадав ответ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 420
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:37. Заголовок: Принцип №6: Команда..


Принцип №6: Команда отвечает на тот вопрос, который задали


среди знатоков нет телепатов. Игроки отвечают на то, что спросил автор, а не на то, что он хотел спросить, подразумевал, имел в виду и т.п. Если автор небрежно сформулировал вопрос и в результате получил ответ, соответствующий всем пунктам вопроса, но отличающийся от авторского – это проблема автора, а не игроков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 421
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:38. Заголовок: Принцип №7: Вопрос ..


Принцип №7: Вопрос должен строиться на интересной фактуре


Информация, содержащаяся в комплексе "вопрос + ответ + комментарий", должна быть либо интересной, либо, как минимум, забавной. Это может быть какая-то занятная история, необычный факт, изящная шутка, легенда, анекдот, нетривиально решённая задача, цитата или что-то ещё – главное, чтобы это была интересная информация.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 422
Зарегистрирован: 16.11.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 00:39. Заголовок: Принцип №8: Тема дл..


Принцип №8: Тема для вопроса должна быть незаезженной


Вопросы по фильму "Джентльмены удачи", книге "12 стульев" или песне "В лесу родилась ёлочка" уже утомили всех и вся. Если по какой-то фактуре уже задавались 100 вопросов, Вам едва ли удастся выжать из неё ещё и 101-й вопрос, который будет так же приятно играть, как и первый. Куда лучше будет поискать другую фактуру.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 127
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет